Московский плакат
Официальный сайт Региональной общественной организации художников
«Товарищество плакатистов» и секции плаката Региональной общественной
организации «Московский Союз художников»
Родченко Александр Михайлович

Родченко Александр Михайлович

\Rodchenko Alexander\

1891 - 1956

Советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910-1914г.г.). В 1920-30г.г. преподавал в московском Вхутемасе - Вхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик разделял противоречивые установки конструктивизма (в 1921г. - среди его основателей). В 20-е гг..— автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925г.). С 1923г. много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы "Журналист", "СССР на стройке" и др.). Одним из первых применил фотомонтаж ("Про это" В. В. Маяковского, изд. в 1923г.). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам "Киноглаз" Дзиги Вертова, 1924, "Броненосец „Потемкин“" С. М. Эйзенштейна). В 20-е гг. также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля "Клоп" по пьесе Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисленные фотоработы сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений выполнил совместно с женой - В. Ф. Степановой (1894—1958). В 40—50-е гг. фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.