Московский плакат
Официальный сайт Региональной общественной организации художников
«Товарищество плакатистов» и секции плаката Региональной общественной
организации «Московский Союз художников»

История Товарищества

Первое профессиональное объединение плакатистов – Общество работников революционного плаката (ОРРП) возникло чуть ранее Московского отделения союза художников (МОСХ) в том же 1932 году в ответ на Постановление ЦК ВКП (б) «О плакатной продукции». Членами Общества стали 149 художников, председателем – выдающийся мастер агитационного искусства Д.С. Моор. Декларация общества, отводившая плакату важную роль в культурной и общественной жизни страны, стала по существу программным документом, не потерявшим своей значимости и сегодня. В МОСХ ОРРП вошло как организационно оформленная самостоятельная секция, руководимая Д.С. Моором. За истекшие 78 лет плакат не раз занимал авангардные позиции в отечественном изобразительном искусстве: так было в годы Великой Отечественной войны, так было в конце 50-х годов, когда вслед за литературой и кино он прокладывал дорогу искусству оттепели. Незабываем и мощный общественный резонанс, вызванный плакатом перестройки и постперестроечного времени.Московские плакатисты всегда выступали лидерами важнейших социально-художественных процессов. Трудно переоценить их роль в общественной жизни государства, в политических кампаниях и акциях. Не меньшую активность проявляли они и в художественной и культурной жизни страны, в организации выставок, участии в конкурсах, смотрах и, конечно, в творческой работе. Заслуги многих художников отмечены государственными премиями, отечественными и зарубежными дипломами, медалями и другими наградами. Московская школа всегда оказывала мощное влияние на агитационное искусство республик еще и потому, что ее ведущие мастера преподавали и преподают в художественных институтах и училищах, передают молодому поколению лучшие традиции своего искусства.Перестройка и распад Союза, как и всякие социальные коллизии, вызвали новый взлет художественной публицистики, активизировали деятельность профессионалов, привлекли новые, молодые силы. С другой же стороны, коренным образом изменились условия бытования плаката: исчезли постоянные заказчики, специализированные издательства, полиграфические базы, книготорги. Плакат встречается со зрителем главным образом в выставочных залах, на страницах альбомов, журналов, каталогов, в Интернете, куда он переместился с уличных витрин. В этот еще не завершенный период социальной адаптации особенно важна роль творческого союза, способного объединить силы и найти новые формы работы, новые пути плаката к зрителю.Плакатная секция МСХ (МОСХ) отмечает юбилей большими ретроспективными выставками, призванными напомнить об истории плакатного искусства, показать его сегодняшний день, и продемонстрировать большой творческий потенциал его мастеров.

Н. И. Бабурина искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ