Московский плакат
Официальный сайт Региональной общественной организации художников
«Товарищество плакатистов» и секции плаката Региональной общественной
организации «Московский Союз художников»

Московский фестиваль культурно-зрелищного плаката 

 

 Секция художников-плакатистов Московского союза художников и Товарищество плакатистов организовала и провела «Фестиваль культурно-зрелищного плаката», который был частью программы Московской международной биенале графического дизайна «Золотая пчела» и «Дней дизайна в Москве», проводимых при поддержке Правительства Москвы. Выставки, организованные московским союзом, продемонстрировали исторический опыт отечественного  культурно-зрелищного плаката. В художественной жизни Москвы культурно-зрелищный плакат всегда играл заметную роль. Бесспорных достижений в этом жанре множество. Выставки фестиваля продемонстрировали главные из них, наметили связи истории и современности. Эта важная творческо-выставочная  акция позволила  в очередной раз привлечь общественное внимание к плакату и графическому дизайну, как к мощным современным средствам визуальной информации. В рамках фестиваля «Культурно зрелищного плаката» на нескольких выставочных площадках прошла серия ретроспективных, групповых и персональных выставок:

- презентация этого проекта состоялась в день города на фестивале «Музыкального квартала» выставкой из 40 плакатов (периода 1910 - 2010 г.г.);

- театральный плакат экспонировался в Театре им. Н.В.Гоголя (1950-2010 г.г.);

- групповая выставка художников: О. Савостюк, М.Лукьянов, Е. Цвик, В. Вольф, О. Тарасенко  (периода1960-2000 г.г.) в выставочных залах МСХ «Кузнецкий Мост 20»;

- в выставочных залах «Галереи «Беляево» выставка  плаката (1985-2010 г.г.);

-подводящей итог фестиваля была выставка «Сто лет российскому культурно-зрелищному плакату» в Российской государственной библиотеке (РГБ).

В экспозицию вошло около двухсот плакатов из собрания Товарищества плакатистов Московского союза художников.  Демонстрировались театральные, цирковые, концертные, выставочные и кино-плакаты. Организацию выставки в РГБ можно назвать беспрецедентной,  в том отношении, что одна из самых крупнейших библиотек мира впервые открыла свои «святая святых» - хранилища фондов ИЗО, и с ними смогли познакомиться представители прессы, радио и четырех ведущих федеральных телевизионных каналов. Выставка получила широкое освещение в средствах массовой информации.

Культурно-зрелищный плакат. К выставке в  Российской государственной библиотеке

Зрелищный плакат – своеобразный  «визуальный»  глашатай. Он первым знакомит зрителя с кинофильмом, театральным спектаклем, цирковым представлением,  эстрадным ревю, концертом , выставкой, фестивалем. Но  его роль не исчерпывается чисто деловой задачей анонсирования.  Тесно связанный со своими «предметом», «своим» искусством, он ориентируется на его выразительные средства , претворяя их в соответствии с законами своего жанра . В его сложной, синтетической образности заложена эстетика разных искусств, и графическое сообщение о зрелище становится носителем и пропагандистом эстетических ценностей времени. Как и все другие виды тиражной графики  зрелищная «художественная афиша» с давних пор является важным элементом оформления интерьера и городской среды.  Все это объясняет значение культурно-зрелищной рекламы как важнейшего жанра плакатного искусства и интереснейшего феномена общественной и культурной жизни общества.Зрелищный плакат имеет глубокие  традиции и интереснейшую историю, богатую событиями, именами, прекрасными произведениями. Развитие каждого его вида – киноплаката, циркового, театрального и других  шло по своему пути,  то один, то другой оказывался более востребованным, выдвигался  на авангардные позиции, утверждая новые методы работы, новый стиль. Это наглядно демонстрирует данная экспозиция. Так, «золотым» временем киноплаката стали 20-е годы, когда «художественная киноафиша» стала ярким выразителем идей  конструктивизма, когда успехи ее были признаны во всем мире и отмечены  на международных смотрах.  Признанными лидерами киноплаката 20-х годов стали братья Стенберги. Их произведения, как и работы их коллег - А. Родченко, А. Лавинского, Н. Прусакова, А. Наумова и других заложили традиции, получившие мощное развитие во второй половине 50-х, в творчестве С. Дацкевича, В. Кононова, Ю. Царева, М. Хазановского и других. Период «оттепели» совпал с приходом в это искусство молодых мастеров - М. Лукьянова, В. Каракашева, Л. Левшуновой, В. Островского. Особым временем в истории жанра стал конец 80-х годов, когда группа художников из объединения «Плацкарт»  – И. Майстровский, Ю. Боксер, А Чанцев, Г. Каменских, Т. Немкова и другие блестяще выразили  стилистику «шокового» кино и дух  перестройки в целом. Театральный плакат  на выставке лучше всего представлен работами последних десятилетий.  С 60-х годов прошлого века  идут активные поиски возможностей передачи в плакате  не только идеи, не только художественной концепции спектакля, но и главных этических и социальных мотивов, присущих времени в целом.  Плодотворным оказался процесс сложения региональных школ. Повышению культуры и театра, и плаката способствовала практика сотрудничества художника с одним режиссером или театром –О. Савостюка и Б. Успенского – с Большим театром, Е. Цвика – с театром  Шолом и т.д. В области театрального плаката работал и работает большой отряд мастеров. История жанра представлена, к сожалению, немногими именами, но именами выдающихся мастеров – Н. Акимова, Ю. Пименова. В современном же разделе – работы нескольких поколений выдающихся плакатистов, среди них - О.Савостюк и Б. Успенский, Е. Цвик, М. Аввакумов и О. Волкова, В. Вольф, И. Майстровский, О. Тарасенков, а также ряд совсем молодых мастеров. Многообразно показан на выставке цирковой плакат, буквально переживший взлет в 60-е – 70-е годы. Его авторы проявили необыкновенную  фантазию, остроумие, профессиональное мастерство, в их произведениях очень ярок момент «игры»,  «трюка». В создании этого брызжущего весельем, поражающего выдумкой циркового художественного анонса активное участие приняли  Е.Цвик, М. Федоров, В. Рыклин, А. Петухов. В экспозиции нашли свое место произведения и других видов зрелищного плаката – выставочного, гастрольного, художественных анонсов концертов, фестивалей, отдельных исполнителей. Среди них работы, созданные в разные периоды отечественной истории ведущими мастерами плаката  - А.Дейнекой,  Э. Дробицким,  М. Аввакумовым и О. Волковой. Культурно-зрелищный плакат, как и другие жанры массовой печатной графики, очень объемен и по количеству созданных за целый век работ и по числу художников, работавших и работающих в этом жанре. Поэтому  в любом, даже самом большом ретроспективном показе неизбежны лакуны. Есть они и в данной экспозиции. Но  это не умаляет ее значения как демонстрации истории жанра и его достижений. Культурно-зрелищный плакат  предстает как летопись отечественной культуры, ее зеркало, отразившие    многообразие, богатство, сложность духовной жизни общества.

 Заслуженный работник культуры Н. И. Бабурина