Московский плакат
Официальный сайт Региональной общественной организации художников
«Товарищество плакатистов» и секции плаката Региональной общественной
организации «Московский Союз художников»
Стенберги

СТЕНБЕРГИ 

\Stenberg Vladimir, Stenberg Georgi\

СТЕНБЕРГИбратья Владимир Августович (1899–1982) и Георгий Августович (1900–1933), русские художники, представители русского авангарда первой половины 20 в., классики киноплаката. Родились в Москве: Владимир – 23 марта (4 апреля) 1899, Георгий – 7 (20) октября 1900 в семье шведского художника А.Стенберга, приехавшего в Россию в 1898 для декоративно-оформительских работ на Нижегородской ярмарке. Учились в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917) и Государственных свободных художественных мастерских (1917–1920). Были членами творческих объединений «Обмоху» («Общество молодых художников», 1919–1920) и «Октябрь» (с 1928). Уже в студенческие годы примкнули к конструктивизму, создавая беспредметные «цветоконструкции» из стекла, металла и лески, индустриальные модели. Активно участвовали в революционном агитпропе, оформляли массовые празднества. Внесли выдающийся вклад в авангардную сценографию, работая для Камерного театра А.Я.Таирова: Вавилонский адвокат А.Б.Мариенгофа, 1924; День и ночь Ш.Лекока, 1926; Косматая обезьяна,Любовь под вязами (оба спектакля – 1926) и Негр (1929) Ю.О'Нила; Опера нищего Б.Брехта и К.Вайля (Трехгрошовая опера, 1930). «Вырабатывая макет» постановки, стремились ритмически и даже образно предопределить (по их собственным словам) «всю структуру мизансцен и движений актеров». Однако вошли в историю прежде всего как основоположники киноплаката. Приступив к работе в Совкино в 1923, создали около 300 рекламных постеров к фильмам С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, Д.Вертова, Ч.Чаплина и других режиссеров. Кинематограф впервые обрел здесь вполне адекватное выражение в изобразительном искусстве, претворяясь в броские монтажные композиции, дающие символическую квинтэссенцию фильма. Задачи утилитарного агитпропа зримо отступили здесь перед стихией драматического гротеска или своего рода современного карнавала (недаром мастера подписывали свои работы «2-Стенберг-2» – на манер цирковых афиш). Г.Стенберг погиб в автомобильной катастрофе 15 октября 1933. Владимир Стенберг служил главным художником Всероссийской сельскохозяйственной выставки (с 1935) и Музея В.В.Маяковского (с 1941). Основным же руслом его деятельности стал дизайн демонстраций по достаточно строгим – уже не допускающим никаких «карнавальных» вольностей – программам соцреализма (в 1932–1962 он был главным художником Красной и Советской площадей в Москве). Много работал также как оформитель выставок, перейдя здесь от беспредметных конструкций к живописным диорамам и панно (для музея М.В.Фрунзе в Шуе, 1949; и др.). В 1968–1980 занимался воссозданием ранних абстрактных конструкций, а также театральных макетов. Умер В.Стенберг в Москве 1 мая 1982.